Управление Росприроднадзора (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском о взыскании экологического сбора за 2021 год с Общества "А" в размере 623150 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций отклонили требования Управления, установив, что Общество выполнило нормативы утилизации отходов упаковки, что исключает основания для взыскания экологического сбора.
Не согласившись с этими решениями, Управление подало кассационную жалобу с требованием отменить судебные акты.
Как следует из материалов дела, Общество "А" предоставило отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год, а также расчеты суммы экологического сбора.
По результатам проверки Управление пришло к выводу, что Общество не выполнило свои обязательства по утилизации всех видов отходов упаковки. По мнению Управления, Обществом "А" не подтвержден факт утилизации отходов от использования упаковки из гофрированного картона и от использования упаковки из бумаги и негофрированного картона.
В связи с этим Управление выставило требования Обществу "А" о добровольном погашении задолженности по экологическому сбору.
Обществом "А" не была произведена оплата экологического сбора, что послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела судами было установлено:
1. Общество "А" в целях выполнения норматива утилизации заключило договор на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке и утилизации тары и упаковки, непригодной для дальнейшего использования после реализации готовой продукции, с Компанией "А".
2. Компания "А" оказала услуги по утилизации отходов упаковочного гофрокартона незагрязненного и отходов упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненных, что подтверждается актом утилизации отходов. В соответствии с технологическим регламентом Компания "А" произвела товарную продукцию из полученных отходов от Общества "А", которая затем была реализована.
При этом полученная продукция соответствует маркам МС-5Б, МС-13В по ГОСТ 10700-97 "Макулатура бумажная и картонная". И согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), макулатура МС-5Б является продукцией.
3. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции).
Компания "А" использует оборудование, предназначенное для прессовки отходов (отходы упаковочных материалов из бумаги и картона несортированные, код отхода по ФККО 4058110160). При использовании данного оборудования Компания "А" получает товарную продукцию, что является возвратом в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации).
4. Компания "А" включена в Единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (оборудование Компании "А" включено в реестр объектов утилизации отходов).
Таким образом, довод о том, что Компания "А" не возвращает отходы в произведенный цикл, а лишь сортирует и обрабатывает их, обоснованно отклонен судами.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество "А" в 2021 году осуществило утилизацию отходов упаковки, указанных в отчетности о выполнении нормативов утилизации, и не усмотрели оснований для взыскания с него суммы экологического сбора.
Суд постановил: судебные акты оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2025 № А68-274/2023.
Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".